Содержание
1. Целевой раздел
3
3
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Задачи реализации адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования
1.1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования
2. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования
общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования
2.2. Программы учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
5
6
13
16
13
16
17
2.4. Программа коррекционной работы
17
18
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план основного общего образования, календарный учебный график и
план внеурочной деятельности
3.2. Система условий реализации образовательной программы основного общего
образования в соответствии с требованиями Стандарта; оценочные
и методические материалы, а также иные компоненты
I. Целевой раздел
18
19
1.1. Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц. (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012
г. № 273 п.28 статья 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273: обучающиеся имеют право на предоставление
условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния
здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи,
бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Конвенция прав ребёнка;
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
5. 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (с изменениями на 31.12.2015);
6. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано
7. Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции
Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от
9. 17.07.2015 № 734);
10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020гг;
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы»;
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
13. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «Национальна стратеги действий в интересах
детей на 2012-2017гг»;
14. Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном
комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»;
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
16. 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых
17. использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (ред. 21.04.2016).
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336
«Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при
оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой
потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериях его
формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива
стоимости оснащения одного места обучающегося указанным средствам обучения и
воспитания»
19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
2
10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
20. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 8
апреля 2015 г. № 1/15).
Примерные программы учебных предметов.
Региональный уровень:
1. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
2. Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области.
Муниципальный уровень:
1. Приказ по муниципальному органу «Управление образования городского округа
Краснотурьинск» от 22.08.2012 года № 274-Д «О реализации федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
2. Приказ по муниципальному органу «Управление образования городского округа
Краснотурьинск» от 27.08.2013 № 225-Д «О реализации федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и введении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Школьный уровень:
21.
Программа развития МАОУ «ООШ № 28» на 2018-2022годы;
22.
Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная
общеобразовательная школа № 28».
Адаптированная образовательная программа предназначена для детей с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных классах, детей-инвалидов,
получающих образование как в классе, так и на дому.
Банк данных обучающихся с ОВЗ на 2019-2020 учебный год
Параллель
5
6
7
8
9
Итого
Инвалиды
1
1
Обучающиеся на
дому
Обучающиеся с ОВЗ
2
0
2
2
1
7
3
В
реализации АООП может быть выделено два или три этапа:
I этап - (дополнительный первый класс) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Организация первого дополнительного класса направлена на решение диагностикопропедевтических задач:
1.
выявить индивидуальные возможности каждого ребенка, особенности его
психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и
навыками;
2.
сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и
интеллектуальную готовность к освоению АООП;
3. сформировать
готовность к участию в систематических учебных занятиях,
в
разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и
одноклассниками в урочное и внеурочное время;
4.
обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных
видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
II этап (5-9 классы) направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и
умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
1.1.1. Цель и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования
Цели программы:
– достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков,
компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Задачи программы:
– обеспечениедоступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов
освоения
основной образовательной программы
основного общего
образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и
детьми с ОВЗ;
– обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных
занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций,
студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использование
возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
– сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья создаются:
– необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
– условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе
посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который
предполагает:
– ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его
активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию;
– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детейинвалидов и детей с ОВЗ.
В основу формирования АООП ООО обучающихся с ОВЗ положены следующие
принципы:
– принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода,
направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную
интеграцию в современную жизнь;
– принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения
индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов
обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его потребностей, особенностей и условий
воспитания;
– принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и
развития обучающихся с ОВЗ;
– принцип интегративного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем
включения в рабочую программу коррекционной составляющей;
– принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса
предполагает постоянное сотрудничество учителей, классных руководителей, администрации
МАОУ «ООШ № 28» и других специалистов для наиболее успешной реализации цели
обучения обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия
могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми
нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети".
Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением
психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и
воспитании. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным
категориям детей с ОВЗ относятся:
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушением речи (логопаты);
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением поведения и общения;
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными дефектами (слепо-глухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Нарушения слуха. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое
двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими
посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость -5
стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может
быть выражена в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до
резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют
слабослышащими детьми. Глухота - наиболее резкая степень поражения слуха, при которой
разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети - это дети с глубоким,
стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Нарушения речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими
отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и
обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми
потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные
предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков
необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией,
ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Нарушения зрения. Слепые дети - это дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше
видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е.
100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 - 15 градусов или до точки фиксации.
Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной
деятельности. Слабовидящие дети - это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на
лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с
пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5
(50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата. Термин «нарушение опорно-двигательного
аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства,
имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства
характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема
и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений
скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорнодвигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.
Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются
значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных
нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для
наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в
психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант
психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического
развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния
незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не
достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны
гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в
степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными
негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими,
церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими
интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое
нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних
этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Комплексные нарушения. К
множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более
психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного
ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и
слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве
синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии
развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в
последнее время, сложная структура дефекта (сложная структура нарушения) или
множественное нарушение.
Детский аутизм. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип
6
нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств
коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и
трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые
определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность
собственного поведения.
В зависимости от характера нарушения у детей с ОВЗ одни дефекты могут полностью
преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь
сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения
нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых
знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один
ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными
общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями),
другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой
психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую
деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать
высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять
низкоквалифицированную работу. Социокультурный статус ребенка с ОВЗ во многом
определяется как, наследственными биологическими факторами, так и социальной средой
жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием
системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои
неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность
нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От
этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД)
зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть
биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Очевидно, что
слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. Сложность структуры
атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим
фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе
последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового
аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие
немотавторичным дефектом. Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях
специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных
анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и
внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи),
которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные
недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого
ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоциональноволевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое
поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения
могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и
систематизированная коррекционно-реабилитационная работа. Важной закономерностью
является соотношение первичного и вторичного дефектов. Таким образом, на развитие ребенка
с ограниченными возможностями будут влиять следующие факторы: вид (тип) нарушения;
степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени
нарушения могут быть ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными.
7
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в
пролонгированные сроки обучения;
3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по
содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для
обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством
аутистического спектра и умственной отсталостью);
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по
содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного
обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для
обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми
и множественными нарушениями развития)). На основе данного варианта программы
образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу
развития (СИПР).
Варианты программ образования*
N
п/п
Вид ОВЗ
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
1.
Глухие
обучающиеся
Не более 2 глухих
обучающихся в
классе в условиях
инклюзии. Общая
наполняемость
класса: при 1 глухом
- не более 20
обучающихся, при 2
глухих - не более 15
обучающихся
6
5
5
2.
Слабослышащие
и
позднооглохшие
обучающиеся
Не более 2
слабослышащих или
позднооглохших
обучающихся в
классе в условиях
инклюзии. Общая
наполняемость
класса: при 1
слабослышащем или
позднооглохшем - не
более 25
обучающихся, при 2
слабослышащих или
позднооглохших - не
более 20
обучающихся
I отделение:
8
II отделение:
6
5
Вариант не
предусмотрен
максимальное количество обучающихся
8
3.
Слепые
обучающиеся
Не более 2 слепых
обучающихся в
классе в условиях
инклюзии. Общая
наполняемость
класса: при 1 слепом
- не более 20
обучающихся, при 2
слепых - не более 15
обучающихся
9
7
5
4.
Слабовидящие
обучающиеся
Не более 2
слабовидящих
обучающихся в
классе в условиях
инклюзии. Общая
наполняемость
класса: при 1
слабовидящем- не
более 25
обучающихся, при 2
слабовидящих - не
более 20
обучающихся
12
9
Вариант не
предусмотрен
5.
Обучающиеся с
тяжелыми
нарушениями
речи (ТНР)
Не более 5
обучающихся с ТНР
в классе в условиях
инклюзии. Общая
наполняемость
класса - не более 25
обучающихся.
12
Вариант не
предусмотр
ен
Вариант не
предусмотрен
6.
Обучающиеся с
нарушениями
опорнодвигательного
аппарата (НОДА)
Не более 2
обучающихся с
НОДА в классе в
условиях инклюзии.
Общая
наполняемость
класса: при 1
обучающемся с
НОДА - не более 20
обучающихся, при 2 не более 15
обучающихся.
5
5
5
7.
Обучающиеся с
задержкой
психического
развития (ЗПР)
Не более 4
обучающихся с ЗПР
в классе в условиях
инклюзии. Общая
наполняемость
класса - не более 25
обучающихся
12
Вариант не
предусмотр
ен
Вариант не
предусмотрен
9
8.
Обучающиеся с
расстройствами
аутистического
спектра (РАС)
Не более 2
обучающихся с РАС
в классе в условиях
инклюзии. Общая
наполняемость
класса: при 1
обучающемся с РАС
- не более 20
обучающихся, при 2
обучающихся с РАС
- не более 15
обучающихся
9.
Обучающиеся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальн
ыми
нарушениями)
-
Не более 2
Не более 1
Не более 1
обучающихс обучающег
обучающего с
я с РАС в
о с РАС в
РАС в классе в
классе в
классе в
условиях
условиях
условиях
инклюзии при
инклюзии
инклюзии
общей
при общей
при общей
наполняемости
наполняемос наполняемо класса не более 5
ти класса не сти класса обучающихся (не
более 12
не более 9
более 2-х
обучающихс обучающих обучающихся с
РАС в классе с
я
ся
обучающимися с
умственной
отсталостью
(нарушениями
интеллекта)
-
12
5
Условия реализации программы
Продолжительность обучения в основной школе – 5 лет. Для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным программам
независимо от применяемых образовательных технологий срок обучения увеличивается не
более чем на 1 год.
В основной школе режим 5-дневной учебной недели в 2019-2020 учебном году. Учебные
занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной
неделе.
Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной
деятельности.
Начало занятий – 8 часов. Продолжительность урока во всех классах составляет 40 минут.
Продолжительность перемен: 20 минут после 3 урока 15 минут после 2, 4 и 7 уроков, 10 минут
после 1, 5 урока.
Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ
организуется облегченный учебный день в среду или четверг.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития),
обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при
проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность
большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию
двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
составлять:
– для обучающихся 5 – 6 классов – не более 6 уроков;
– для обучающихся 7 – 9 классов – не более 7 уроков.
10
Для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного
общего и среднего образования, при различных видах учебной деятельности
продолжительность непрерывной зрительной нагрузки – не более 15 минут.
Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной
системе Брайля должны чередовать не менее 2-х раз за урок тактильное восприятие
информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.
Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого
обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и учетом
характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по
индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию
с учетом рекомендаций врачей-специалистов.
Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной
программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида.
Исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их
численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным общеобразовательным программам для слабослышащих обучающихся
(имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и
позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но
сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:
1 отделение – для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением
слуха;
2 отделение – для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением
слуха.
В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых
и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих
амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих тяжелые
нарушения речи, создаются два отделения:
1 отделение – для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия,
дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи,
сопровождающееся заиканием;
2 отделение – для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В
составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся, имеющих
однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.
Образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам, допускается:
– совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с
расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с
задержкой психического развития;
– совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной
отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное
развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один
класс).
Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в
образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное
сопровождение.
Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на
групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются
11
индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации,
поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 – 8 обучающихся
с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
При
организации
образовательной
деятельности
по
адаптированной
общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы,
организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей
обучающихся из расчета по одной штатной единице:
– учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6–12 обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
– учителя-логопеда на каждые 6–12 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
– педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
– тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на
основании
заключения медицинской организации и письменного обращения родителей
(законных
представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или
в медицинских организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений МАОУ «ООШ № 28» и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях определяется Порядком регламентации и оформления отношений
МАОУ «ООШ № 28» и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования определяется по завершении
обучения.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к
социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей
коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при
желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение
навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
– умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
– способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
– формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать
границы взаимодействия;
– знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
12
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками
определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной
речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
– формирование способности планировать, контролировать
и
оценивать
собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями
ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей
помощи тьютора;
– формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей
помощи тьютора;
– формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу
при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
– формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
– формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи
тьютора;
– развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику
(педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении
какого-либо вопроса;
– формирование умения активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения
учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
– развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными
эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и
интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом общих требований ФГОС ООО и специфики изучаемых
предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное
обучение на следующем уровне общего образования.
Русский язык:
1) для слепых, слабовидящих обучающихся:
– формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;
– для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и
развитие основных видов речевой деятельности обучающихся – слухозрительного
восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов),
говорения, чтения, письма;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
– овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
– приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной
коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных
высказываний;
– стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить
собственную позицию;
– видение традиций и новаторства в произведениях;
– восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире
и человеке.
Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика:
1) для слепых и слабовидящих обучающихся:
13
– владение правилами записи математических формул и специальных знаков
рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
– владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных
изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;
– умение читать рельефные графики элементарных функций на координатной
плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения;
– владение основным функционалом программы невизуального доступа к
информации на экране ПК, умение использовать персональные тифлотехнические средства
информационно-коммуникационного доступа слепыми обучающимися;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– владение специальными компьютерными средствами представления и анализа
данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом двигательных,
речедвигательных и сенсорных нарушений;
– умение использовать персональные средства доступа.
Физика:
1. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
– владение основными доступными методами научного познания, используемыми в
физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
– умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
2. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения
физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной
информации,
- определения достоверности полученного результата;
3. для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи физических
формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.
Химия:
1)
для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи
химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;
2)
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение
основными доступными методами научного познания, используемыми в химии.
Физическая культура:
1)
для слепых и слабовидящих обучающихся:
– формирование приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования
трудовых действий;
– формирование представлений о современных бытовых тифлотехнических средствах,
приборах и их применении в повседневной жизни;
2)
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных учебной и
производственной деятельностью, с учетом двигательных, речедвигательных и сенсорных
нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
– владение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
– владение доступными физическими упражнениями разной функциональной
направленности, использование их в режиме учебной
и
производственной
деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения
высокой
работоспособности;
– владение доступными техническими приемами и двигательными действиями базовых видов
спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
– умение ориентироваться с помощью сохранных анализаторов и безопасно передвигаться
в пространстве с использованием при самостоятельном передвижении ортопедических
приспособлений.
14
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО должна
учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, закреплять основные
направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки,
критерии,
процедуры и состав инструментария
оценивания, формы
представления
результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную
оценку
динамики
индивидуальных
достижений обучающихся с ОВЗ.
В урочной деятельности отражаются
предметные, метапредметные
и
личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном
развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной
результативности и др.).
Метапредметные
результаты –
овладение
общеучебными
умениям с
учетом индивидуальных
возможностей;
освоение
умственных действий,
направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность
коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и
конструктивное общение
и т. д.
Предметные результаты определяютсясовместно
с
учителем
–
овладение
содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом
индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по
отдельным учебным предметам (умение обучающихся с нарушенным слухом
общаться на
темы, соответствующие их возрасту; умение
выбирать речевые средства адекватно
коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение
текущей, промежуточной и
итоговой аттестации в иных формах.
Планируемые результаты коррекционной работы включают в
себя
описание
организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках
урочной и
внеурочной деятельности по каждому классу, а
также обобщенные результаты
итоговой аттестации на основном уровне обучения.
Достижения
обучающихся с
ОВЗ рассматриваются
с
учетом
их
предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса.
Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений
ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО детейинвалидов, обучающихся по общеобразовательным программам, соответствует пункту 1.3.
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «ООШ № 28».
II. Содержательный раздел
2.1. Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования
общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования
Данный пункт соответствует пункту 2.1. основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ «ООШ № 28».
2.2. Программы учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования (п. 18.2.2) Рабочие программы учебных предметов, курсов, в
том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных
в ее структуру.
15
Рабочие программы учебных предметов, курсов содержат:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности;
3) тематическое планирование.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных
способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные
возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных
результатов.
В процессе изучения всех учебных предметов обеспечиваются условия для
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ и
инвалидами.
Программы учебных предметов обязательной части учебного плана для
обучающегося 9 класса (ребенок-инвалид, обучение на дому) представлены в Приложениях к
АООП ООО.
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
Данный пункт соответствует пункту 2.3. основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ «ООШ № 28».
2.4. Программа коррекционной работы
Данный пункт соответствует пункту 2.4. основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ «ООШ № 28».
Информация о детях с ОВЗ и детях – инвалидах МАОУ «ООШ № 28» на 01.09. 2019
Дата
№ документ об
Нуждаются в
п/
ФИО (ребенка)
рождения
инвалидности
реабилитации /
Класс
п
№ ИПРА
домашнее обучение
Заключение психологомедико-педагогической Социальнокомиссии № 190763 от педагогическая
1 Елтышев Роман Ильич
25.12.2007 28.11.2019
коррекция
5
Заключение психологомедико-педагогической СоциальноКистер Виктор
комиссии № 518 от педагогическая
2 Анатольевич
26.11.2008
12.02.2019
коррекция
5
3 Александров
09.06.2007 ИПРА
Социально6
Глеб Сергеевич
№1010.30.66/2015
педагогическая
МСЭ-2014 № 0955285 реабилитация,
Социокультурная
реабилитация
4 Василенко Артем
01.11.2006 Заключение психолого- Социально7
Владимирович
медико-педагогической педагогическая
комиссии № 608 от
коррекция
05.07.2019
Жолобова Алёна
Заключение психологоСергеевна
медико-педагогической
Социальнокомиссии № 460от
педагогическая
5
25.03.2006 04.10.2018
коррекция
7
16
Сергеев Данил
Денисович
6
15.06.2005
Бобылкин Алексей
Дмитриевич
7
8
Вундер Владислав
вячеславович
09.01.2005
18.04.2004
Заключение психологомедико-педагогической
комиссии № 609 от
05.07.2019
Заключение психологомедико-педагогической
комиссии № 466 от
18.10.2018
Заключение психологомедико-педагогической
комиссии № 525от
19.02.2019
Социальнопедагогическая
коррекция
Социальнопедагогическая
коррекция
Социальнопедагогическая
коррекция
8
8
9
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план основного общего образования,
календарный учебный график и план внеурочной деятельности
Учебный план основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО, определяет общий объем нагрузки
и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной
образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной
организации, включающего обязательную часть и часть,
формируемую участниками
отношений, а также из часов, необходимых для проведения
реабилитационнокоррекционных мероприятий,
не должно
в совокупности
превышать величину
недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.
Максимальный
общий
объем
недельной
образовательной нагрузки
(количество учебных занятий), реализуемой через
урочную и внеурочную
деятельность, не превышает гигиенические требования
к максимальному общему
объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ:
Максимально допустимая недельная нагрузка в
академических часах
Классы
Урочная деятельность
(аудиторная недельная нагрузка)
Внеурочная деятельность
<***>
Основное общее образование
5
29
до 10
6
30
до 10
7
32
до 10
8–9
33
до 10
<*> 5 класс – для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и
слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
17
<**> 6 класс – для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами
аутистического спектра.
<***> Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной
недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:
проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в
пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного
года.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего детей с ограниченными
возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их
родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация
индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Обучение на дому детей-инвалидов
и обучающихся, нуждающихся в длительном лечении
В соответствии с Постановления Правительства Свердловской области № 270-ПП
от 23.04.2015 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской
области» для обучающихся 5-9 классов может быть разработан индивидуальный учебный
план, отвечающий требованиям федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Обучение обучающегося на дому по индивидуальному учебному плану
осуществляется из расчета недельной учебной нагрузки с учетом санитарноэпидемиологических требований по максимальной дневной нагрузке:
– в 5-6 классах – до 14 часов в неделю; в 7 классе – до 15 часов в неделю;
– в 8-9 (10) классах – до 16 часов в неделю;
Учебный план для обучающегося на дому разрабатывается на основе учебного
плана, реализуемого в образовательной организации, согласуется с родителями
обучающегося.
Учебный план для обучающегося 9 класса (2019-2020 учебный год):
Предметные области
Учебные предметы
9 класс
Обязательная часть
Русский язык и литература
1.
Русский язык
1
2.
Литература
1
Родной русский язык и
родная литература
3.
4.
Родной русский язык
Родная литература
Иностранные языки
5.
Иностранный язык
1
6.
Второй иностранный язык
1
7.
История России. Всеобщая
1
0,5
0,5
18
Общественно-научные
предметы
Математика и
история
8.
Обществознание
1
9.
География
1
10.
Алгебра
2
11.
Геометрия
2
12.
Информатика
1
13.
Физика
1
14.
Биология
1
15.
Химия
1
16.
17.
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
информатика
Естественнонаучные
предметы
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
0,5
0,5
Итого:
17
Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности
(урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и
иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:
– даты начала и окончания учебного года;
– продолжительность учебного года, четвертей;
– сроки и продолжительность каникул;
– сроки проведения промежуточных аттестаций.
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется
МАОУ «ООШ № 28» самостоятельно в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» с учетом требований СанПиН и мнения участников
образовательного процесса.
Учебная урочная деятельность (уроки) в 5-9 классах проводится в соответствии с
расписанием уроков, утвержденным директором МАОУ «ООШ № 28» на конкретный
учебный год.
Регулярные занятия внеурочной деятельностью проводятся соответствие с
расписанием внеурочной деятельности, утвержденным директором МАОУ «ООШ № 28» на
конкретный учебный год.
Нерегулярные занятия внеурочной деятельностью не регламентируются расписанием
ОО.
При определении порядка чередования учебной деятельности (урочной и внеурочной)
соблюдаются требования СанПин к режиму образовательной деятельности.
Дата начала учебного года – 01 сентября (если этот день не приходится на
воскресенье), дата окончания – 31 августа.
19
Учебный год разделен на четыре учебных четверти. Продолжительность учебного
года, четвертей; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных
аттестаций ежегодно утверждаются приказом директора школы. В календарный учебный
график в течение года могут вноситься изменения.
Примерный годовой календарный учебный график
МАОУ «СОШ № 32»
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Учебный год
5-8 классы
8 недель
8 недель
10 недель
8 недель
34 недели
9-11 классы
8 недель
8 недель
10 недель
8 недель
34 недели
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом – не менее 8 недель:
– осенние – 8\9 дней,
– зимние – 12 дней,
– весенние – 8/9 дней.
Сроки проведения промежуточных аттестаций: промежуточная аттестация начинается
на 3-4 неделе апреля и
заканчивается
не позднее, чем за 3 дня до
даты
выставления отметок за год. Отметки за четверть или год выставляются за 3 дня до даты
окончания четверти или года.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых
для
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ
и в сумме составляет 10
часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на
реализацию обязательных занятий
коррекционной направленности,
остальные - на
развивающую
область
с
учетом
возрастных особенностей
обучающихся и
их физиологических потребностей.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время
внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.
3.2. Система условий реализации адаптированной образовательной программы основного
общего образования в соответствии с требованиями Стандарта; оценочные и методические
материалы, а также иные компоненты
Система условий реализации основной образовательной программы основного
общего образования (далее – система условий) разрабатывается на основе соответствующих
требований ФГОС ООО и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Система условий должна учитывать организационную структуру организации,
осуществляющей образовательную деятельность, а также его взаимодействие с социальными
партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного
взаимодействия).
Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования будет разработана на основе соответствующих требований
ФГОС ООО ОВЗ (после вступления в силу ФГОС ООО ОВЗ).
20