Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»
для основной школы разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования".
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 "О внесении
изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897»
• Письмо Министерства образования Свердловской области № 02-01-81/ 2081 от
15.03.2016 «О внесении изменений в приказы Минобрнауки России, утверждающие
ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО»
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол № 1/15 от 08 апреля 2015)
• Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
«ООШ № 28»
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.11.2011
№ 2579 «Об изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики».
ОДНКНР относится к предметной области «Основы духовно — нравственной
культуры народов России», которая в Федеральном государственном образовательном
стандарте определена как обязательная для изучения. В школьном Учебном плане на
изучение ОДНКНР в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часов.
Обоснование выбора УМК
Формирование учебно-методического комплекса проводится в соответствии с
федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253.
Основанием для разработки данной рабочей программы послужил учебник:
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. – 2-е изд., испр. – М: Вентана – Граф, 2016. – 160 с. : ил.
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
1. Целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное
исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и
нравственности в контексте отечественной культурной традиции.
2. Активизация познавательной активности школьников.
3. Создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.
4. Нравственное, моральное, патриотическое воспитание школьников.
5. Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области
«Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются
следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами
духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и
конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к
нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному
саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности
родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,
культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения,
религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является
прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в
повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и
др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в
том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к
определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером
поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений
о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности». Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение
знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым
явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам,
правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя
новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный
характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при
особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на
следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской
культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной
жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы
«Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности»,
«Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных
религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и
культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в
основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и
тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,
«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным
средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, используются разнообразные
средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков. Принципы
организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с
различными сторонами культуры народов России:
фольклором, декоративноприкладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами
и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной
религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию
подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества
гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность,
эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,
взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской
стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный
опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к
эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую
опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний,
углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к
формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого
явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам,
должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать
образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных
культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о
ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в
религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка
начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее
развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией
текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4.
Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается
актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде,
частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила,
религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в
данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы
ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной
этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая
родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из
элементов
общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения
постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные
проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные
линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать
содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения,
которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно
вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность
успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи
подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета –
развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность,
осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности;
воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является
представление
культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно
культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического,
религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и
нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений
о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных
конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.
Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к
определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного
человечеством
культурного
наследия,
гордостью перед
умом,
честностью,
порядочностью
предшествующих
поколений,
с
принятием ценностей,
сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Отметочная система
отсутствует.
В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:
«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и
культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Место предмета в учебном плане
"Основы духовно — нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) —
учебный предмет, относящийся к предметной области «Основы духовно — нравственной
культуры народов России (предметная область ОДНКНР) являющийся логическим
продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ.
Учебный план МАОУ «ООШ №28» на предмет «Основы духовно — нравственной
культуры народов России» на этапе основного образования выделяет 34 часа в 5 классе из
расчета 1 ч в неделю, из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной
программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность
и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность
его ценностного взгляда на окружающий мир:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их
возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в
текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной
в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание курса
Введение. Знакомство с новым предметом и его назначением.
Раздел 1. В мире культуры - 3 часа
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов,
И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов,
Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне
культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа - 14 часов
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры
выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий –
патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей
страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре
разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры
самоотверженного
труда
людей
разной
национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к
природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении
природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных
ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь
и поддержка – главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей
семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура - 10 часов
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие
христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в
Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка.
Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства
синагоги. Священная история иудеев
в сюжетах мировой живописи. Еврейский
календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности - 4 часа
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить
память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. - 1 час
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных
ситуациях. Нравственные качества человека.
Резерв – 1 час.
Тематическое планирование
№
1
Наименование разделов и тем
Введение. Знакомство с новым предметом и его назначением.
Всего часов
1ч
В мире культуры - 4ч
2
3-4
Величие многонациональной Российской культуры
1
Человек – творец и носитель культуры
2
Нравственные ценности - 14ч
5-6
«Береги землю родимую, как мать любимую»
2
7-8
Жизнь ратными подвигами полна
2
9-10
В труде – красота человека
2
11-12
«Плод добрых трудов славен»
2
13-14
Люди труда
2
15-16
Бережное отношение к природе
2
17-18
Семья – хранитель духовных ценностей
2
Религия и культура - 10ч
19-20
Роль религии в развитии культуры
2
21-22
Культурное наследие христианской Руси.
2
23-24
Культура ислама
2
25-26
Иудаизм и культура
2
27-28
Культурные традиции буддизма
2
Как сохранить духовные ценности - 4ч
29-30
Забота государства о сохранении духовных ценностей
2
31-32
Хранить память предков
2
Твой духовный мир - 1ч
33
Что составляет твой духовный мир
1
34
Резерв
1
Всего
34ч
Календарно – тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во
часов
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
Выбирать способы достижения
цели, проверять и корректировать
их. Составлять разные виды
планов; следовать плану, сверяя с
ним свои действия и ориентируясь
во времени. Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими словами.
Введение
1
Знакомство с новым
предметом. Назначение
предмета – развивать общую
культуру школьника,
формировать гражданскую
идентичность, осознание
своей принадлежности к
народу, национальности,
российской общности;
воспитывать уважение к
представителям разных
национальностей и
вероисповеданий
1ч
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Ι. В мире культуры (3 часа)
2
3-4
Величие многонациональной
Российской культуры.
Деятели науки и культуры –
представителей разных
национальностей (К.
Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем,
Г. Уланова, Д. Шостакович,
Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С.
Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек-творец и носитель
культуры.
Вне культуры жизнь
1
2
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты
с элементами рассуждения.
Выбирать способы достижения
цели, проверять и корректировать
их. Составлять разные виды
планов; следовать плану, сверяя с
ним свои действия и ориентируясь
во времени. Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими словами.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
Организовывать работу в паре и в
группе, сотрудничать с
одноклассниками, договариваться,
человека невозможна. Вклад
личности в культуру зависит
от ее таланта, способностей,
упорства. Законы
нравственности – часть
культуры общества.
Источники, создающие
нравственные установки
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
учитывая разные мнения и
придерживаясь согласованных
правил.
Раздел ΙΙ. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
5-6
7-8
9-10
«Береги землю родимую, как
мать любимую».
Представления о
патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои
национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами
полна.
Реальные примеры
выражения патриотических
чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, Иван Сусанин,
Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий –
патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад
народов нашей страны в
победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре
разных народов (сказках,
2
2
2
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Выбирать способы достижения
цели, проверять и корректировать
их. Составлять разные виды
планов; следовать плану, сверяя с
ним свои действия и ориентируясь
во времени. Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими словами.
Выбирать способы достижения
цели, проверять и корректировать
их. Составлять разные виды
планов; следовать плану, сверяя с
ним свои действия и ориентируясь
во времени. Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими словами.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
Делать нравственный
выбор в моделях
жизненных ситуаций и
Выбирать способы достижения
цели, проверять и корректировать
их. Составлять разные виды
легендах, пословицах).
11-12
«Плод добрых трудов славен».
Буддизм, ислам,
христианство о труде и
трудолюбии.
2
13-14
Люди
труда.
Примеры
самоотверженного
труда
людей
разной
национальности на благо
родины
(землепроходцы,
ученые,
путешественники,
колхозники и пр.).
2
15-16
Бережное отношение к
природ.
Одушевление
природы
нашими предками.
Роль
заповедников в сохранении
природных
объектов.
Заповедники на карте России.
2
17-18
Семья – хранитель духовных
ценностей.
Роль семьи в жизни человека.
Любовь,
искренность,
симпатия, взаимопомощь и
2
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
обосновывать его.
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).
Делать нравственный
выбор в моделях
жизненных ситуаций и
обосновывать его.
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
планов; следовать плану, сверяя с
ним свои действия и ориентируясь
во времени. Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими словами.
Организовывать работу в паре и в
группе, сотрудничать с
одноклассниками, договариваться,
учитывая разные мнения и
придерживаясь согласованных
правил.
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи: составлять
монологические высказывания и
небольшие повествовательные
тексты с элементами рассуждения.
Организовывать работу в паре и в
группе, сотрудничать с
одноклассниками, договариваться,
учитывая разные мнения и
придерживаясь согласованных
правил.
Формулировать смысловое
содержание иллюстраций,
связывать графическое и
текстовое представление
информации
поддержка
–
главные
семейные ценности. О любви
и милосердии в разных
религиях.
Семейные
ценности
в
православии,
буддизме, исламе, иудаизме.
Взаимоотношения
членов
семьи. Отражение ценностей
семьи в фольклоре разных
народов. Семья – первый
трудовой коллектив.
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Раздел ΙΙΙ. Религия и культура ( 10 часов)
19-20
21-22
Роль религии в развитии
культуры.
Вклад религии в развитие
материальной и духовной
культуры общества.
2
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Сопоставлять своё мнение с Находить нужную информацию в
мнениями других людей,
печатных и электронных
находить полезную для
источниках.
себя информацию в их
позициях и высказываниях
Культурное наследие
христианской
Руси.
Культурное
наследие
христианской
Руси.
Принятие христианства на
Руси, влияние
Византии.
Христианская
вера
и
образование в Древней Руси.
Великие
князья Древней
Руси и их влияние на
развитие
образования.
Православный
храм
2
Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи: составлять
монологические высказывания и
небольшие повествовательные
тексты с элементами рассуждения.
(внешние
особенности,
внутреннее
убранство).
Духовная
музыка.
Богослужебное песнопение.
Колокольный
звон.
Особенности православного
календаря.
23-24
25-26
Культура ислама.
Возникновение
ислама.
Первые столетия ислама (VIIXII века) – золотое время
исламской культуры. Успехи
образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в
сокровищницу
мировой
культуры.
Декоративноприкладное
искусство
народов,
исповедующих
ислам. Мечеть – часть
исламской
культуры.
Исламский календарь.
Иудаизм и культура.
Иудаизм
и
культура.
Возникновение
иудаизма.
Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом
иудеев.
Особенности
внутреннего
убранства
синагоги. Священная история
иудеев в сюжетах мировой
2
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Сопоставлять своё мнение с
мнениями других людей,
находить полезную для
себя информацию в их
позициях и высказываниях
Выделять нравственные мотивы в
действиях персонажей
художественных произведений,
одноклассников и других людей.
2
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Открывать для себя
значение этических
понятий, объяснять их
смысл своими словами.
Находить нужную информацию в
печатных и электронных
источниках.
живописи.
календарь.
27-28
Еврейский
Культурные традиции
буддизма.
Культурные
традиции
буддизма.
Распространение
буддизма
в
России.
Культовые
сооружения
буддистов.
Буддийские
монастыри. Искусство танка.
Буддийский календарь.
2
Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи: составлять
монологические высказывания и
небольшие повествовательные
тексты с элементами рассуждения.
Раздел ΙV. Как сохранить духовные ценности (4 часов)
29-30
31-32
Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.
Конституционные
гарантии
права
гражданина
исповедовать любую религию.
Восстановление памятников
духовной культуры, охрана
исторических
памятников,
связанных
с
разными
религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям,
2
Сопоставлять своё мнение
с мнениями других людей,
находить полезную для
себя информацию в их
позициях и
высказываниях.
Обсуждать разные
мнения, оценивать их с
точки зрения норм морали
и логики
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
Участвовать в дискуссии,
выслушивать одноклассников,
выделяя в их речи мнения и
аргументы; задавать вопросы;
излагать своё мнение, используя
аргументы.
2
Осознание целостности
окружающего мира,
Осознание своей
принадлежности к народу,
Высказывать предположения о
последствиях неправильного
вере предков. Примеры
благотворительности из
российской истории.
Известные меценаты России.
расширение знаний о
российской
многонациональной
культуре, особенностях
традиционных религий
России;
национальности, стране,
государству; чувство
привязанности и любви к
малой родине, гордости и
за своё Отечество,
российский народ и
историю России (элементы
гражданской идентичности.
Понимание роли человека в
обществе, принятие норм
нравственного поведения.
(безнравственного) поведения
человека. Оценивать свои поступки,
соотнося их с правилами
нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
Проявление гуманного
отношения, толерантности
к людям, правильного
взаимодействия в
совместной деятельности,
независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания
участников диалога или
деятельности; стремление к
развитию
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических потребностей.
Участвовать в диалоге: высказывать
свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы,
добавлять, приводить
доказательства.
Использование
полученных знаний в
продуктивной и
преобразующей
деятельности;
способность к работе с
информацией,
представленной разными
средствами
Раздел V. Твой духовный мир (1 часа)
33
Что составляет твой духовный
мир.
Образованность
человека,
его
интересы, увлечения,
симпатии,
радости,
нравственные
качества
личности – составляющие
духовного мира. Культура
поведения человека. Этикет
в
разных
жизненных
ситуациях.
Нравственные
качества человека
2
Расширение кругозора и
культурного опыта
школьника,
формирование
умения воспринимать мир
не только рационально, но
и образно.
Создавать по изображениям
(художественным полотнам,
иконам, иллюстрациям) словесный
портрет героя. Оценивать поступки
реальных лиц, героев произведений,
высказывания
известных личностей.
34
Резерв
1
Всего
34 часа
Дидактическое и методическое обеспечение
«Основы духовно — нравственной культуры народов России»
Дидактическое обеспечение
Учебник.
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., испр. – М:
Вентана – Граф, 2016. – 160 с. : ил.
.
Материально-техническое обеспечение
«Основы духовно — нравственной культуры народов России»
Цифровые образовательные ресурсы.
1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453552f31d9b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Педагогическая мастерская по ОПК http://p-master.cerkov.ru/
5. ОПК в презентациях - http://www.svetoch-opk.ru/
8.http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
9.Электронное приложение
к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение,
2013 г.
Учебно- практическое оборудование
1. Звуковоспроизводящая аппаратура(, музыкальный центр)
2. Компьютер с программным обеспечением
3.Мультимедийный проектор
4.Экран