Согласовано:
Утверждаю:
На общем собрании
директор МАОУ «ООШ № 28»
Работников МАОУ «ООШ № 28»
________Прозорова Е. А.
28.08.2023
Учебный план
Начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа №28»
на 2023-20234 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план МАОУ «ООШ № 28» на 2023-2024 учебный год является частью
образовательной программы, (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по
классам и учебным предметам.
Содержание образования при получении начального общего образования реализуется
преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном
локальными нормативными актами МАОУ «ООШ № 28».
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной
образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”. Вариант
№ 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском
языке в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный
план предусматривает
четырехлетний
нормативный
срок
освоения
образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года
при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х
классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135
учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели.
При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся
по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов,
модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ «ООШ №
28» выделено:
в 1-х классах – 21 час в неделю;
2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов.
Трудоёмкость изучения предметов учебного плана начального общего образования
определена в соответствии с используемыми программами и составляет:
• по предмету «Русский язык» -675 часа за период освоения ООП НОО;
• по предмету «Литературное чтение» -540 часов за период освоения ООП НОО;
• по предмету «Иностранный язык» - 204 часа за период освоения ООП НОО;
• по предметы «Математика» - 540 часов за период освоения ООП НОО;
• по предмету «Окружающий мир» - 270 часов за период освоения ООП НОО;
• по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» - 34 часа за период освоения
ООП НОО;
• по предмету «Музыка» - 135 часов за период освоения ООП НОО;
• по предмету «Изобразительное искусство» - 135 часов за период освоения ООП НОО;
• по предмету «Технология» -135 часов за период освоения ООП НОО;
• по предмету «Физическая культура» - 270 часов за период освоения ООП НОО;
Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким, чтобы затраты времени
на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 ч., в IVклассах – 2 ч.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного начального общего образования:
– формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
– готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного
общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
– формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
– личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения
учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3. «Математика и информатика».
4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5. «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Искусство».
7. «Технология».
8. «Физическая культура».
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными
предметами «Русский язык», «Литературное чтение», предметная область «Иностранный
язык» представлена учебным предметом «Иностранный язык» (английский язык). Задачи этих
предметов - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
В МАОУ «ООШ № 28» языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской
Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной
(русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Задачи предметной области «Математика и информатика» - развитие математической речи,
логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных
представлений о компьютерной грамотности - решаются с помощью содержания учебных
предметов «Математика» и «Информатика».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков
поиска и применения информации, использование разнообразных источников
информации, в том числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение
предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
«Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает
изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint,
виртуальные путешествия);
«Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий).
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» реализуется
посредством учебного предмета «Окружающий мир». Задачи этого предмета: формирование
уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в
одноименную предметную область. Данный предмет решает следующие задачи: воспитание
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их
роли в культуре, истории и современности России. Изучение данного предмета проводится по
одному из модулей, выбранному родителями (законными представителями) ребенка. В
соответствии с выбором родителей в 2023 - 2024 учебном году сформированы группы по
изучению модулей «Основы светской этики».
Задачи предметной области «Искусство» - развитие способностей к художественно
образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру - решаются средствами учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство».
Предметная область «Технология», представленная одноименным учебным предметом,
решает задачи формирования опыта как основы обучения и познания, осуществления поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирования первоначального
опыта практической преобразовательной деятельности.
Задачи предметной области «Физическая культура» - укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни - решаются посредством одноименного учебного предмета.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть
внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется:
1. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов,
курсов, модулей из перечня, предлагаемого МАОУ «ООШ № 28», по выбору родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
2. курс «Математическая логика» - 1 час в неделю в 1 – 3 классах. Целью курса является
создание условий для формирования интеллектуальной активности, умение составлять и
решать задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на
части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на
движение и логических задач.
3. на курсы внеурочной деятельности из перечня, МАОУ «ООШ № 28», по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
«Проектная мастерская», 1–4-й классы (1 час в неделю);
«Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю», 3–4-й классы (1 час в
неделю).
В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации
до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МАОУ
«ООШ № 28» реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций и
спортивных клубов в рамках дополнительного образования детей.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной
организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования,
посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет МАОУ «ООШ № 28».
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими
программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ «ООШ № 28».
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии
с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования” и «Положением о
текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ «ООШ № 28».
Промежуточная аттестация является важным средством оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Сроки промежуточной
аттестации определены календарным учебным графиком.
В 1-х классах безотметочное обучение. Во 2-4 классах в расписании предусматривается не более одного
вида контроля в день для каждого обучающегося, не менее одного дня для подготовки к следующему контролю.
Основные формы промежуточной аттестации: контрольная работа по учебным предметам, комплексные
итоговые контрольные работы, выполнение и защита проекта, публичное выступление, тестовая работа.
Контрольные работы служат формой определения уровня сформированности предметных умений и
навыков, проводятся в конце учебных четвертей.
Комплексная итоговая контрольная работа проводится в конце каждого учебного года. Она представляет
собой систему заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к
предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности универсальных
учебных действий младшего школьника, который определяется как базовый, если количество полученных
баллов находится в пределах от 50% до 65% от максимального итогового балла. Если обучающийся начальной
школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки
освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для
продолжения обучения. Если обучающийся набрал число баллов, равное или превышающее заданный
минимальный критерий оценки освоения учебного материала, - он демонстрирует овладение основными
учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне.
Для оценки уровня достижения обучающимися метапредметных результатов проводятся следующие
виды зачетных работ:
Русский
язык
Предметная
Учебный
область
предмет
Русский язык и
литературное
чтение
Классы/ форма промежуточной аттестации
1 класс
2 класс
3 класс
Встроенное
Годовой диктант с Годовой
педагогическое
грамматическим
диктант
с
наблюдение
заданием
грамматическ
им заданием
4 класс
Итоговый
диктант
с
грамматически
м заданием
Литературное
чтение
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Основы
религиозных
культур
и
светской этики
Физическая
культура
Физическая
культура
Технология
Технология
Изобразительное
искусство
Искусство
Музыка
Обществознани
е
и
естествознание
(окружающий
мир)
Математ
ика
Математика и
информатика
Основы
религиозных
Окружаю
культур и светской щий мир
этики
Иностранный
язык
Иностранный
(английский)
язык
-
Проверка навыков Проверка
Итоговая
работы с текстом, навыков
проверка
техника чтения,
работы
с навыков
текстом,
работы
техника
текстом
чтения
Годовая
Годовая
Итоговая
контрольная
контрольная
контрольная
работа
работа
работа
Годовая
контрольная
работа
с
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Годовая
контрольная
работа
Итоговая
контрольная
работа
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Годовой
Годовой
тематический тест тематический
тест
Итоговый
тематический
тест
-
-
-
Итоговая
проектная
работа
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Годовая
творческая работа
Годовая
творческая
работа
Итоговая
творческая
работа
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Годовая
творческая работа
Годовая
творческая
работа
Итоговая
творческая
работа
Встроенное
педагогическое
наблюдение
Годовая
творческая работа
Годовая
творческая
работа
Итоговая
творческая
работа
Условная шкала
Сдача
нормативов/тести
рование
Сдача
Итоговая сдача
нормативов/те нормативов/тес
стирование
тирование
Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего
образования представляются в виде итоговой характеристики выпускника начальной школы, которая готовится
по материалам диагностики личностного роста, а также педагогического наблюдения.
Учебный план начального общего образования
Предметные
области
Учебные предметы
классы
Количество часов в неделю
II
III
IV
I
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий мир»)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
–
2
2
2
6
Математика
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
1
1
1
1
4
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
20
22
22
23
87
Математическая логика
1
1
1
-
4
Итого
1
1
1
-
4
21
23
23
23
90
21
23
23
23
90
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов
693
782
782
782
3039
Рекомендуемая недельная нагрузка (при 5-дневной
неделе)
Максимально допустимая недельная нагрузка (при
5-дневной неделе) в соответствии с действующими
САНПиН
В
случае
необходимости
предусматривается
реализация
учебного
плана
с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
для каждого класса устанавливается собственное время начала уроков и перемен.
Данный учебный план, реализующий основную образовательную программу начального
общего образования реализуется со 1-го сентября 2023 года.